Петербургская школа живописи

 Петербургская школа живописи

В коллекции живописи галереи "ДекАрт" представлены в основном произведения художников петербургской школы. Это абсолютно оправдано, поскольку в нашем городе успешно работают мастера самой разнообразной стилистической направленности и творческой индивидуальности, но всех их объединяет главное: высокая профессиональная культура, следование великим традициям мастеров прошлого, однако, без стремления слепо повторять их методы и приемы. Эти, редкие в наши дни, качества и определяют основы так называемого петербургского стиля, или петербургской школы живописи.
Современное изобразительное искусство представляет собой бесконечно сложный конгломерат разнообразных стилей, школ, влияний, и художники Петербурга, как правило, блестяще синтезируют их в своих картинах. Здесь и переосмысление лучших традиций древнерусской иконописи, этнических и сакральных культур в композициях Вадима Бо, и наивное лукавство искусства галантного 18-го века, которое является специфическим кодом живописи Павла Покидышева. В работах Рашида Доминова, безусловно, ощущается связь с утонченным искусством средневековой восточной миниатюры, а Вера Павлова и Галина Русак вдохновляются живописными традициями мастеров северного Возрождения.
Интерес петербургских живописцев к искусству минувших эпох, превосходное его знание, вполне обосновано, если учитывать богатейшие музейные коллекции нашего города. Однако и культура современного запада оказывает на художников огромное влияние, позволяющее расценивать их произведения, как актуальные, вполне выдерживающие сравнение с работами самых "знаковых" зарубежных мастеров. Живописная экспрессия полотен Ольги Шведерской, сюрреалистические образы Натальи Крапивиной, философские абстракции Александра Герасимова органично включаются в контекст мировой художественной культуры 21-го века.
Безусловно, высокий уровень живописного мастерства художников, представленных в галерее "ДекАрт", во многом определяет обучение в художественных институтах Петербурга. Большинство из них окончили Институт им. И.Е.Репина (старейший в стране художественный институт, основанный в 1757 году, как Академия художеств). Наряду с Академией художеств в Петербурге функционируют Художественно-промышленная Академия им. Штиглица (бывшее ЛВХПУ им. В.И. Мухиной), Училище имени Рериха, художественный факультет Педагогического Университета имени А.И.Герцена, факультет сценографии Театральной академии, а также ряд частных студий.
В наши дни, как и в прошлые века, процесс учебы в петербургских художественных учебных заведениях складывается из пристального изучения античного наследия, копирования шедевров Эрмитажа и Русского музея, создания живописных постановок, в том числе - работы с обнаженной натурой. Серьезное влияние на формирование молодого художника оказывает и сам город, с его благородной архитектурой, строгой графичностью проспектов и площадей, набережных и мостов, изящными вертикалями шпилей и мягкими очертаниями куполов, окутанных влажной серебристой дымкой.
Пройдя серьезную профессиональную школу, порой восхищенно постигая традиции, порой критически осмысливая классическое наследие, художник получает фундамент, на котором в дальнейшем строит здание собственной индивидуальности, оттачивает свой стиль, формирует творческое мировоззрение. Великий французский писатель Эмиль Золя когда-то сказал: "Произведение искусства - это уголок мироздания, увиденный сквозь призму темперамента художника…". Именно "призма темперамента" делает творчество каждого мастера абсолютно индивидуальным, а каждое живописное произведение - уникальным.
В последние десятилетия в петербургской живописи главенствующую роль стала играть картина синтетического жанра, в которой сюжетные аллюзии подчиняются усложненной философской идее и особой, прихотливо разработанной, декоративной форме. Все чаще вспоминается высказывание Виктора Шкловского, который полагал, что "Целью искусства является дать ощущение вещи как видения, а не как узнавание". Таинственная недоговоренность, загадочные метаморфозы, происходящие с героями произведений, не свободная от мистических и религиозных начал, разработка сюжетов - вот специфический код, помогающий понять многое в современной живописи. Полотна Александра Герасимова, Галины Русак, Веры Павловой, Армена Гаспаряна, Надежды Рыжиковой завораживают своей изысканной декоративностью и одновременно вызывают пристальный интерес к сюжетным коллизиям, желание разгадать, понять героев этих пленительных полотен. Подчас зритель хочет непременного символического "соучастия", возникает желание войти в воображаемое пространство, идентифицировать себя с персонажами произведений, прожить вместе с ними их жизнь. Именно пробуждение этого желания соучастия является ценнейшим качеством живописи во все времена.
Огромное значение в современной живописи придается фактуре. Художники уже не ограничиваются на холстах только слоями краски, они широко применяют метод коллажа, включают в живописную структуру обрывки газет или лоскуты ткани, осколки стекла или сухие листья, ракушки или кусочки ржавого металла. Поверхность холста становится предельно выразительной и одновременно - таинственной, загадочной. Действительно, прав был великий философ Гегель, когда говорил, что реальная вещь занимает человеческое сознание до тех пор, пока в ней есть какая-то тайна. Эту таинственность вещей трудно выразить привычными приемами традиционной живописи. Нарушая их, художники Александр Герасимов, Вадим Бо делают необыкновенно выразительными свои произведения.
Пожалуй, наиболее типичным жанром для петербургской живописи является городской пейзаж. Эффектный петербургский пейзаж органично впишется в интерьер солидного офиса, делового кабинета, холла городской квартиры или загородного особняка. Не только замечательная архитектура Петербурга достойна быть запечатленной в живописном пейзаже. Есть какие-то незримые связи между Петербургом и многими прекрасными европейскими городами. Ее смогли талантливо передать художники Светлана и Сабир Гаджиевы, создавшие серию фантазийных, элегантных пейзажей, где архитектурные образы Петербурга, Праги, Венеции соединяются с загадочными, словно готовыми раствориться в золотистой атмосфере персонажами. Художники создают особый, отделенный от повседневности мир. Он существует где-то между мечтой и реальностью, сном и бодрствованием, условностью стилизованной формы и реальным объемом, охраняя хрупкость населяющих его фигур.
Многие пейзажисты, работающие в Петербурге, воспринимают город не только как величественный, застывший на века архитектурный ансамбль, музей под открытым небом, но и как уютный дом, где есть любимые, до мельчайших деталей знакомые уголки. Такие произведения отличает особый лиризм и теплота, стремление авторов избежать помпезности. Этим характерны работы так называемых "северных импрессионистов" - А.Горланова, М.Кочеткова, В.Ямщикова, В.Кравцова - и многих других художников, стремящихся запечатлеть тончайшие переливы света и цвета в листве Летнего сада, или, сияющие в отражениях петербургских рек и каналов, колонны ампирных особняков, или блеск мокрого асфальта от только что прошедшего летнего дождя.
Ряд молодых художников разрабатывают своеобразную концепцию исторического пейзажа с хорошо различимыми аллюзиями на 18 - 19 века, стилизациями под Александра Бенуа, Константина Сомова и других художников - "мирискуссников". Таковы четко построенные и колористически продуманные пейзажи Павла Покидышева. В его работах ощутимы давно сформировавшиеся историко-культурные предпочтения мастера, его восхищение парками и дворцами императорских загородных резиденций - Петергофа, Павловска, Гатчины, Царского Села. Всматриваясь и изучая пласты культуры, открывающиеся в преобразованной человеком природе, художник постиг чувство стиля эпохи. Это дало ему возможность создать оригинальную стилистику не только пейзажей, но и своих тематических композиций, целых серий "Балов - маскарадов", "Волшебных шкатулок", "Принцесс"…
Натюрморт чаще всего привлекает внимание человека, решившего украсить живописным произведением интерьеры своего дома. Натюрморт, как и пейзаж, - жанры исключительно эстетические, ни политических, ни сложных философских проблем не содержащие. Красота природного мира, свежесть цветов, сочность фруктов, мерцающая глазурь фарфора, осязаемость и блеск металла - вот реалии натюрморта. Тем не менее, поражает разнообразие художественных стилей и приемов в исполнении натюрмортов. Изысканные, отточенные формы и краски натюрмортов Ольги Шведерской, разительно отличаются от реалистических, традиционных композиций Сабита Нуримова; лаконичная осязаемость натюрмортов Николая Резниченко спорит с нежными цветочными композициями Нины Рыжиковой. Совершенно уникальны работы Вадима Бо. Их трудно воспринимать, как традиционные натюрморты. В работах этого мастера ощутим именно сложный философский подтекст. Художник строит свою образную систему на переосмыслении и свободной интерпретации различных историко-культурных знаков, черпает вдохновение в восточных этнокультурах, в греческой архаике и наскальных образах палеолита. Его произведения выстраиваются в перетекающие друг в друга циклы: "Чужие письма", "Знаки на красном", "Полнолуние". Это абстракции, вызывающие сложный ассоциативный ряд.
Что же касается портретного жанра, то далеко не каждый художник способен создать портрет, не только отражающий внешний облик модели, но и раскрывающий ее внутренний мир, показывающий особенности характера, вкуса, образа жизни. Искусство портрета существует в мире вот уже более пяти тысячелетий. В скульптуре и рельефах дошли до наших дней портреты египетских фараонов, императоров Древнего Рима, королей европейского Средневековья. Позднее, начиная с эпохи Возрождения, стал развиваться живописный портрет, сформировались типы портрета, актуальные и в наши дни. Парадный, (репрезентативный, заказной) портрет, как правило - крупный по размеру, нарядный, с большим количеством аксессуаров, призван показать богатство, социальную значимость, красоту модели. Второй тип - интимный, камерный портрет, предназначенный для узкого круга близких людей, акцентирующий внимание на душевные качества, глубину внутреннего мира, индивидуальный характер модели.
В середине 19-го века, когда изобретение и стремительное развитие фотографии, казалось, было способно заменить любое другое изображение, живописному портрету предрекали скорое забвение. Однако, как ошибались эти "предсказатели", ведь именно фотография с ее статичностью и скучной фиксацией внешних черт позволила понять всю ценность и глубину живописного портрета, всю красоту и сложность создаваемого художником образа. В наши дни изменился социальный статус заказчика. Фамильные портретные галереи собирают не только короли и аристократы, но - бизнесмены всех уровней, банкиры, чиновники, представители духовенства. Высокий профессионализм отличает портретное творчество таких живописцев, как Сабит Нуримов, Наталья Крапивина, Алексей Рычков, Армен Гаспарян, Ольга Шведерская.
Посредством нашей арт-галереи можно также заказать живописный или скульптурный портрет, который в идеале должен создаваться с натуры, но возможна и работа по фотографии.

Художественная галерея "ДекАрт" представляет достаточно разнообразный выбор живописных произведений, способных украсить, сделать изысканным и оригинальным любой интерьер, будь то гостиная городской квартиры или загородного особняка, импозантный деловой кабинет или офис, зал престижного ресторана или номер элитарной гостиницы.

Услуги:

Наши статьи об искусстве:

Контакты:

195122, Санкт-Петербург (СПб),
Площадь Карла Фаберже, д.8.
4 этаж, офис 438

Тел.: 8 (812) 640-17-91
Моб.: +7 (905) 22-703-55
E-mail: dekart.spb@mail.ru

Посещение по предварительной договоренности
Rambler's Top100
© 2009—2014 Арт-галерея «ДекАрт», Санкт-Петербург (СПб)
купить предметы современного искусства для интерьера дома, квартиры, офиса